Скатная кровля среднего класса

Вторую ценовую группу скатной кровли составляют фальцевая кровля, металлочерепица, битумная черепица, цементно-песчаная черепица, полимерно-песчаная черепица. Эти материалы имеют наиболее широкую область применения и доступны по цене покупателю среднего класса. Используются для кровель жилых, офисных зданий и торговых площадей. Именно на эту группу товаров в период кризиса многие продавцы кровельных материалов возлагают надежды.

Устройство кровли
Лидирует по объёму продаж в этом списке металлочерепица, закрепившаяся как в среднем, так и в премиальном сегменте. Этот материал имеет богатую цветовую гамму, привлекательный внешний вид, полный набор комплектации для крыши. Рассчитать точный размер российского рынка металлочерепицы экспертам пока не удаётся. Однако если опираться на мнение экспертов и расчёты кровельного рынка в целом (при условии, что сегменты плоских и скатных кровель приблизительно равны), то можно предположить, что объём рынка металлочерепицы приближается к 220 млн кв. м, а кровельного железа и профнастила — к 110 млн кв. м.

Ольга Литуева, заместитель коммерческого директора по маркетингу ОО «Производственная Группа Союз-Профиль», отмечает: «Металлочерепица полностью имитирует натуральную черепицу, имея ряд ощутимых преимуществ: она легче, быстрее монтируется, не требует специальных стропильных конструкций, а широкая цветовая гамма позволяет удовлетворить самые разнообразные вкусы. По нашим расчётам и прогнозам, доля металлочерепицы в общем объёме потребления современных кровельных материалов в ближайшие годы останется на уровне 65–70%, и этот материал ещё долгое время останется самым популярным для скатных кровель». Бесспорным лидером рынка металлочерепицы является группа компаний «Металл Профиль», на продукцию которой приходится около 40% потребления этого материала в стране.

При общей тенденции снижения спроса наиболее пострадавшими выглядят «капитальные» строители, но потери продаж от данных клиентов именно по металлокровле не так значительны.

Андрей Лебедев, руководитель отдела продаж продукции сервисного металлоцентра ЗАО «Сталепромышленная компания» (филиал в Екатеринбурге), комментирует: «Максимально охватить частный сектор на рынке помогают мелкие трейдеры. Наибольшую наценку генерируют именно они, поэтому, если крупный производитель имеет собственную сеть, то в настоящих условиях это очень актуально. Что касается строительства промышленных объектов, особенно с господдержкой, тут разворачивается серьёзная конкуренция между продающими организациями, и в выигрыше окажутся те, кто сможет снизить издержки на производство и поставку продукции, вовремя закупить сырьё и гарантировать короткие сроки». Здесь остро встаёт вопрос о «национальности» металлокровли. Материалы отечественного производства характеризуются оптимальным сочетанием цены и качества. Крупные производители изготавливают покрытия на современном импортном оборудовании, что позволяет поддерживать достаточно высокий уровень качества. При этом цена на продукцию значительно ниже зарубежных аналогов.

Вопрос конечной стоимости, как, собственно, на любом рынке, на рынке металлочерепицы стоит достаточно остро. Уровень цен на продукцию во многом зависит от цен на сырьё. В связи с прогнозируемым ростом цен на оцинкованный металл с полимерным покрытием уже к началу этого сезона можно ожидать пропорционального увеличения цен на металлочерепицу. В сезон не избежать дефицита сырья для всех видов производств, повышения цен на готовую продукцию и строительные услуги. В этой ситуации в выгодном положении окажутся те компании, которые имеют «длинные» деньги, запасы на складах сырья и грамотную сбытовую политику.

Второе место по популярности в сегменте middle занимает битумная черепица, имеющая высокий уровень прочности, отличные декоративные свойства, проста в монтаже и ремонте. Объём выпуска мягкой черепицы вырос в 2008 году не менее чем на 25%. В 2009—2010 годах показатели, очевидно, сокращаются. Однако, учитывая, что гибкая черепица используется в основном для частного домостроения, где наблюдается меньшее снижение объёмов строительства, глубина падения рынка меньше, чем в других сегментах, и восстановление положительной динамики наступит скорее.

Сергей Холмаков: «При современном развитии уровня производства материалы одного ценового сегмента вполне сравнимы по надёжности друг с другом. И совершенно неправильно будет сказать, что металлочерепица надёжнее битумной. Просто материалы разной стоимости подразумевают разный срок эксплуатации и разный уровень эстетики».

Евгений Минин, директор по развитию компании «Стройка.ru», имеет собственный взгляд на перспективы конкурентной борьбы внутри сегмента: «Наиболее востребованы сегодня металлочерепица и листовые материалы, находящиеся в среднем ценовом сегменте. Это исконные материалы для защиты крыши в России, которые популярны „по привычке“. Как альтернативу им мы продвигаем сегодня композитные покрытия для кровли, в частности, „Керамопласт“ — новый листовой материал, не имеющий недостатков металла. На рынке этот продукт чуть более трёх лет, и мы отмечаем стабильный рост интереса к нему. К тому же совсем недавно „Керамопласт“ стал выпускаться в виде черепицы. Этот вариант, конечно, немного дороже, но и практичнее. В целом же, на мой взгляд, будущее рынка кровли, именно за композитными материалами». // Юлия Раильченко, «СМУ»