Рынок плоской кровли

На протяжении последних двух лет Indexbox фиксирует структурное изменение рынка кровельных материалов: на первое место в потреблении выходят мягкие рулонные материалы. Однако внутри этого сегмента ситуация складывается неоднородная.

Плоская кровля

В России мягкие кровельные и изоляционные материалы, по данным Росстата, в 2009 году выпускали 29 предприятий разных форм собственности. Наибольший объём производился в Рязанской (16 %) и Нижегородской (15 %) областях. Крупнейшим поставщиком наплавляемых битуминозных материалов являлась компания «ТехноНИКОЛЬ». Основными поставщиками рубероида — Нижегородский КРЗ компании «ТехноНИКОЛЬ», ЗАО «Рязанский КРЗ», ЗАО «Полимеркровля», ЗАО «Кровля» (Владимирская область), ЗАО «Мягкая кровля» (Самара). Кроме того, существенную роль играют предприятия: «Гекса — нетканые материалы», «Фройденберг Политекс», «Изофлекс», «Филикровля», «Ай-Си-Ти», «Омсккровля», «АК-Мембрана», «Протан-Рус», «АлькорДрака», «Зика» и др.

К концу 2009?го — началу 2010 года большинство предприятий отмечали рост складских остатков готовой продукции. По настоящее время компании работают «на склад», ожидая улучшения конъюнктуры рынка: при снижении объёма производства кровельных материалов на 15 % продажи фактически снизились на 18—22 %.

В европейской архитектуре уже почти полвека доминируют плоские кровли, на Востоке эта традиция имеет многовековую историю. В России до недавних пор их использование было ограничено сферой городской архитектуры индустриального производства. С прибытием на российский строительный рынок новых технологий и материалов значительно увеличились возможности устройства плоских кровель. Рынок материалов для них можно разделить на три больших сегмента: битумосодержащие рулонные покрытия (экономвариант), их усовершенствованные аналоги (средний ценовой сегмент) и полимерные мембраны (дорогой ценовой сегмент). Вопрос выбора здесь заключается в соблюдении необходимого баланса между долговечностью и ценой. В период строительного бума эксперты прогнозировали стремительное сокращение объёмов продаж первого типа покрытий: темпы роста рынка битумных и битумно-полимерных кровельных материалов составляли порядка 5–7 % в год. Доля полимерных мембран была мала, и вместе с тем темпы роста этого рынка достигали 100 %. Однако финансовая ситуация внесла свои коррективы: материалы, ставшие устаревшими, оказались в более выгодном положении. По данным Агентства строительной информации, значительную долю на рынке рулонных материалов до сих пор сохраняет рубероид, его вытеснение затормозилось из-за спроса на дешёвые материалы. // Юлия Раильченко, «СМУ»